О проекте







ВСЕРОССИЙСКИЙ ВОЛОНТЁРСКИЙ ПРОЕКТ
«КЕДРЫ РОССИИ»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целями ВСЕРОССИЙСКОГО ВОЛОНТЁРСКОГО ПРОЕКТА «КЕДРЫ РОССИИ» (далее проект КЕДРЫ РОССИИ) являются:
1.1. Выращивания саженцев кедра и других пород деревьев.
1.2. Озеленения территория ВСЕХ населённых пунктов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – 157 015 населённых пунктов.
1.3. Повышения повседневной экологической культуры людей с учётом возрастных категорий населения:
1.2.1. Взрослых - посредством организации высадки саженцев кедра и других деревьев повсеместно в местах проживания людей под девизом «Мы не просто выращиваем и высаживаем кедры и другие деревья – мы улучшаем среду своего обитания», а также на общественных территориях.
1.2.2. Детей в детских садах и школах – посредством проведения уроков по эколого-патриотическому воспитанию и совместно с родителями посадки саженцев под девизом «Растём вместе»;
1.2.3. В школах – посредством создания школьных лесничеств в школах, где лесничества не созданы, и активизации и совместная работа с уже созданными школьными лесничествами.
1.3. - формирования у подрастающего поколения и взрослых трепетного отношения к ЭКОЛОГИИ, привития чувства личной ответственности за состояние ЭКОЛОГИИ территории, где они проживают, своего региона и РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в целом, посредством вовлечения детей и взрослых для посадки саженцев различных пород деревьев на территории общественных мест, согласно районным и школьным программам озеленения, и пересадки в лес, ухода за ними,
Наверное, уже невозможно коренным образом изменить психологию взрослых людей, но работая с детьми начиная с детсадовского возраста и продолжая эту работу с этими же детьми, перешедшими в новую жизнь – в школу, к окончанию школы нам удастся сформировать личность с устойчивой жизненной позицией человека, понимающего роль ЭКОЛОГИИ и своё предназначение на Земле, осознающего свою ответственность за, что какое наследие и память мы оставим своим потомкам.
Именно эта грандиозная задача по формированию ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОЙ В БУДУЩЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ, является краеугольным камнем настоящего проекта.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Основные задачи ПРОЕКТА:
2.1. Организация выращивания саженцев кедра и других деревьев для обеспечения потребностей для озеленения ВСЕХ – 157 015 населённых пунктов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.2. Высадка саженцев кедра и других деревьев:
2.2.1. На общественных территориях населённых пунктов – на территориях учреждений образования, здравоохранения и культуры, местах отдыха людей - парки, скверы, мемориальные комплексы, придомовые территории, территории бюджетных учреждений и т.д.
2.2.2. На территориях водоохранных зон водоёмов (озёр, рек, ручьёв, ключей) в местах массовых вырубок, оврагов, брошенных карьеров, терриконов, оползнеопасных зон. Очистка мест посадок от мусора.
2.2.3. Создание припоселковых кедровников, кедровых рощ.
2.3. экологическое и патриотическое воспитание детей.
2.4. Формирование института координаторов проекта «КЕДРЫ РОССИИ» во ВСЕХ регионах, всех 20303 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, во всех крупных населённых пунктах.
2.5. Объединение людей со светлыми душами и активной жизненной позицией для решения проблем экологии и улучшения среды обитания россиян в местах их проживания, разделяющих принципы проекта.
2.4. Инструментами выполнения основной задачи проекта являются:
2.4.1. Выращивание саженцев КЕДРА и других пород деревьев, кустарников и лиан в сети кедровых питомников проекта КЕДРЫ РОССИИ.
2.4.2. Создание припоселковых кедровников и кедровых рощ.
2.4.3. Подготовка высококвалифицированных кадров по выращиванию посадочного материала в действующих питомниках.
2.4.4. Разработка рекомендаций по выращиванию саженцев кедра и других пород деревьев, их пересадке.
2.4.5. Проведение уроков с детьми в школах и детских садах по эколого-патриотическому воспитанию.
III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
ПРОЕКТА «КЕДРЫ РОССИИ»
В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. В нарастании проблем экологии всё большее влияние оказывает антропогенный фактор, который всё более наглядно просматривается на состоянии лесов – как в нашей стране, так и во всём мире в целом.
Чем в более раннем возрасте мы начнём привлекать детей к выращиванию и высадке деревьев, тем больше уверенности в том, что нам удастся воспитать личность и гражданина, ОСОЗНАЮЩЕГО СВОЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОСОТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ ОН ПРОЖИВАЕТ, РЕГИОНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛОМ.
IV. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
4.1. СОЗДАНИЕ КЕДРОВЫХ ПИТОМНИКОВ в:
Создание сети питомников в регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- 2018 год – Калининградской области;
- 2021 год – г.Санкт-Петербурге;
- 2022 год – р.Башкортостан;
- 2023 год – Алтайском крае и Томской области;
- 2024 год – Московской области;
- 2026-27г.г. – в 3-х регионах Российской Федепации
4.2. ВЫРАЩИВАНИЕ САЖЕНЦЕВ КЕДРА И ДРУГИХ ДЕРЕВЬЕВ
Вырастить в сети питомников проекта сеянцев кедра и других деревьев:
- 2019-24 год – 3,0 млн кедров и 0,1 млн других деревьев;
- 2025 год – 5,0 млн кедров и 1,5 млн других деревьев;
- 2026 год – от 20,0 млн. кедров и 3 млн. других пород деревьев;
- с 2027года - по потребности, согласно заявкам региональных координаторов проекта.
4.2.1. Выращивание саженцев по годам и по количественному и породному составу будет определяться исходя из заявок, поданных координаторами проекта «КЕДРЫ РОССИИ» из ВСЕХ регионов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, различными молодёжными, общественными и экологическими организациями, а также возможным участием в тендерах.
V. РАЗВИТИЕ СЕТИ МЕСТНЫХ КООРДИНАТОРОВ ПРОЕКТА
5.1. Реализация проекта «КЕДРЫ РОССИИ» осуществляется через институт координаторов проекта, которые формируются во ВСЕХ 20 303 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в разрезе районов/городских-сельских поселений/районов в городах/крупных населённых пунктов.
5.2. Задачами координаторов ПРОЕКТА являются:
- составление реестров мест, где необходимо высаживать деревья – территории детских садов и школ, других бюджетных учреждений, дворовые, детские и спортивные площадки, места отдыха людей, водоохранные зоны рек, ручьёв, озёр, овраги, брошенные карьеры, припоселковые кедровники, места массовых пожаров и вырубок;
- определение породного и количественного состава саженцев;
- организация сбора заявок на саженцы от населения и организаций;
- организация проведения уроков с детьми по эколого-патриотическому воспитанию;
- организация посадок деревьев.
5.3. Формирование сети координаторов ПРОЕКТА в регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- 2025 год – 50%;
- 2026 год – 100%.
5.4. Формирование сети координаторов ПРОЕКТА в муниципальных образованиях (20 303) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- 2025 год – 0,3%;
- 2026 год – 5%;
- 2027 год – 25%;
- 2028 год – 50%;
- 2028 год – 100%
VI. ОЗЕЛЕНЕНИЕ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
157 015 НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
6.1. Составление реестров мест посадки деревьев по населённым пунктам РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и определение количественного и породного состава саженцев необходимых для их озеленения:
- 2026 год – 1%;
- 2027 год – 5%;
- 2028 год – 10%;
- 2029 год – 20%;
- 2030 год – 35%;
- 2031 год – 50%;
- 2032 год – 75%;
- 2033 год – 100%.
6.2. Озеленение населённых пунктов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- 2026 год – 0,5%;
- 2027 год – 1%;
- 2028 год – 3%;
- 2029 год – 5%;
- 2030 год – 7%;
- 2031 год – 10%;
- 2032 год – 13%;
- 2033 год – 17%;
- 2034 год – 20%;
- 2035 год – 25%;
- 2036 год – 30%;
- 2037 год – 35%;
- 2038 год – 40%;
- 2039 год – 45%
- 2040 год – 50%.
6.3. Создание припоселковых кедровников/кедровых рощ в населённых пунктах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- 2024 год – 100;
- 2025 год – 500;
- 2026 год – 750;
- 2027 год – 1 500;
- 2028 год – 5 000;
- 2029 год – 10 000;
- 2030 год – 25 000;
- 2031 год – 50 000;
- 2032 год – 100 000;
- 2033 год – 150 000.
6.4. Восстановление водоохранных зон водоёмов в регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
6.4.1. Составление реестров водоохранных зон и определение количественного и породного состава деревьев, необходимых для этого:
- 2026 год – 1%;
- 2027 год – 5%;
- 2028 год – 10%;
- 2029 год – 20%;
- 2030 год – 50%;
- 2031 год – 100%.
6.4.2. Восстановление водоохранных зон водоёмов:
- 2025 год – 1%;
- 2026 год – 3%;
- 2027 год – 10%;
- 2028 год – 25%;
- 2029 год – 75%;
- 2030 год -100%.
6.5. Укрепление оврагов во ВСЕХ регионах РОССИЙСКОЙ ФДЕРАЦИИ.
6.5.1. Составление реестров оврагов и определение количественного и породного состава деревьев необходимых для этого:
- 2025 год – 1%;
- 2026 год – 10%;
- 2027 год – 30%;
- 2028 год – 50%;
- 2029 год – 75%
- 2030 год – 100%.
6.5.2. Озеленение ВСЕХ оврагов
- 2026 год – 1%;
- 2027 год – 5%;
- 2028 год – 15%;
- 2029 год – 30%;
- 2030 год – 50%;
- 2031 год – 75%;
- 2032 год – 100%.
6.6. Увековечение памяти защитников Отечества во ВСЕХ регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
6.6.1. Составление реестров мест захоронений защитников Отечества и определение количественного и породного состава саженцев, необходимых для этого:
- 2025 год – 100%;
6.6.2. Озеленение ВСЕХ мест захоронений защитников Отечества.
- 2025 год – 30%;
- 2026 год – 100%.
6.6.3. Определение и согласование во ВСЕХ регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ мест обустройства Аллей и Садов Памяти и определение количественного и породного состава саженцев:
- 2025 год – 25%;
- 2026 год – 100%
6.6.4 Озеленение Аллей и Садов Памяти:
- 2025 год – 5%;
- 2026 год – 15%;
- 2027 год – 50%;
- 2028 год – 100%.
VII. РАБОТА С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ
Одной из основных целей КЕДРЫ РОССИИ является организация работы с подрастающим поколением в части экологического и патриотического воспитания, формирования у них личной ответственности за экологию территории, где они проживают, района и области, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в целом.
Конечной целью ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ проекта «КЕДРЫ РОССИИ» является – ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТОВ, ПОНИМАЮЩИХ ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ И БУДУЩЕЕ СВОЕЙ РОДИНЫ – ВЕЛИКОЙ РОССИИ.
Деятельность по экологическому воспитанию подрастающего поколения проводится по двум направлениям:
- работа с детьми, посещающими дошкольные учреждения;
- работа с детьми, обучающимися в школах.
Для этих целей предусматривается создание районных (межрайонных) кедровых питомников в районах в регионах. Питомники создаются для решения следующих задач:
- создания условий для детей всех возрастов для посадки семян деревьев и выращивания сеянцев деревьев;
- для проведения эко-уроков.
VII.I. Работа с дошколятами.
В основу работы с детьми в дошкольных учреждениях по экологическому воспитанию должна строиться в рамках подпрограммы «Будем расти вместе». Работа должна проводиться в игровой форме с целью пробудить у ребёнка интерес к природе посредством:
- ознакомления с процессом выращивания саженцев различных пород деревьев;
- просмотра познавательных фильмов, демонстрирующих этапы роста деревьев, начиная с высадки семян, этапов роста дерева, влияния определённых пород деревьев на формирование окружающей среды и т.д.;
- участия в посадке саженцев деревьев, как на территории детских садов, так и на территории общественных мест;
- привития детям чувства ответственности за посаженное дерево посредством:
- посадки и выращивания именных деревьев, когда каждому ребёнку будет предоставлена возможность личной опеки за своим лично посаженным маленьким деревом;
- ведение дневника наблюдений за ростом высаженного дерева (с помощью братьев и сестёр);
- привлечение к заботе о собственных деревьев, высаженных детьми, родителей детишек посредством поведения совместных акций и мероприятий – высадки деревьев, отмечание годовщин высаженного дерева с фотографированием и так далее;
- предоставление возможности каждому ребёнку после выбытия из детского сада «забирать» свое дерево вместе с собою с высадкой на новом месте
VII.II. Работа с детьми школьного возраста
Проводится посредством совместной работы с уже созданными школьными лесничествами и участие в работе по формированию новых школьных лесничеств, с целью объединения школьников, увлечённых изучением природы, выращиванием и посадкой саженцев различных деревьев, кустарников и других растений, привитию навыков коллективного труда и чувства ответственности за конечный результат.
Работа школьных лесничеств строится на следующих принципах:
А) предварительное изучение биологии дерева, планируемого к выращиванию с обязательным самостоятельным изучением темы, написанием рефератов и проведением лекториев самими школьниками, как в своём лесничестве, так и в других школьных коллективах. За лучший реферат и выступление по теме «Особенности выращивания определённой породы деревьев» могут предусматриваться поощрительные премии;
Б) предоставление каждому школьному лесничеству или группе ребят отдельного участка на территории питомника для выращивания саженцев с прохождением полного цикла выращивания различных пород деревьев, включая посадку семян деревьев, выращивание сеянцев – включая полив и прополку грядок, и высаживание саженцев на их постоянное место жительства;
В) высадки саженцев различных пород деревьев на территории общественных мест, в лесу, участие в районных и школьных программах озеленения;
Г) высадки именных деревьев, за ростом которых будут следить каждый школьник, посадивший саженец персонально с вывешиванием именных табличек с ведением дневника, в котором отмечаются основные этапы в жизни высаженного маленького дерева;
Д) воспитания сознательного отношения к труду, коллективной ответственности членов школьного лесничества за то, что они делают сегодня и за будущие результаты труда;
Ж) формирование традиций ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки не только на время совместной работы с саженцами, но и соблюдение этих принципов после учебных занятий и совместной работы по выращиванию саженцев;
З) вовлечение в работу школьных лесничеств не только учащихся, но друзей и знакомых, с которыми школьники общаются после окончания занятий в школе;
Е) предоставление возможности работать с саженцами всем заинтересованным ребятам не только во время коллективных посещений питомника, но и в любое удобное для них время.
Работа со школьными лесничествами будет проводится под руководством преподавателей и корректироваться руководством школьных учреждений.
VIII. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Особое место в проекте отводится увековечению памяти сограждан, отдавших свои жизни защищая Родину от фашистского нашествия, погибшим в различных военных конфликтах. В этих целях проект КЕДРЫ РОССИИ будет предусматривать разделы «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК», «САДЫ ПОБЕДЫ», «АЛЛЕИ ПАМЯТИ» и взаимодействие с ветеранскими объединениями. Указанные разделы будут включены в ПРОЕКТ по мере поступления предложений.
Эколог-патриотическое воспитание является краеугольным камнем ПРОЕКТА.
В этих целях предлагается все акции патриотической направленности сопровождать высадкой саженцев кедра и других пород деревьев. Саженцам, высаженным в честь погибших в годы Великой Отечественной Войны и в других воинских операциях –ПРИСВАИВАТЬ ИМЕНА тех людей, в честь которых высаживаются деревья. При этом в честь одного воина-героя могут высаживаться несколько саженцев.
Акции высадки именных деревьев могут проводиться не только в привязке ко Дню Победы, но и к дням рождения, другим знаменательным датам из жизни сограждан, погибших за Родину.
Предлагается проводить высадку саженцев кедра и других деревьев ежегодно при проведении различных патриотических акций.
IX. РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
«ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волонтёрское движение «Любителей природы» в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ направлено на объединение взрослого населения, семей, групп и различных объединений по интересам, общественных и экологических организаций и т.д. на создание в районах и области общественного движения «Любителей природы» с целью:
- экологического воспитания населения посредством совместного участия в мероприятиях по озеленению общественных мест;
- определения наиболее предпочтительных пород деревьев для их высадки на определённых территориях с целью выращивания саженцев этих пород деревьев и их последующей высадки;
- санитарной очистки природных территорий.
X. ЗАРОЖДЕНИЕ НОВЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ЗЕЛЁНЫХ ЗОН
В целях зарождения новых традиций региональным координаторам проекта «КЕДРЫ РОССИИ» предлагается проработать с администрациями МУНИЦИПАЛИТЕТОВ в регионах РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ создания следующих направлений:
- парковых зон, где будет представлена возможность высаживать саженцы деревьев:
- молодожёнам – в честь дня бракосочетания;
- родителям – в честь рождения ребёнка;
- выпускникам школ, в честь окончания школы;
- первоклассникам, в честь начала нового жизненного пути;
- другим категориям граждан и всем желающим – в честь различных юбилеев и знаменательных событий;
- различным организациям/компаниям, отмечающим юбилеи своих структур;
- припоселковых кедровников;
- зелёных зон, где будет предоставлена возможность высаживания саженцев деревьев всем желающим, включая проживающих в других регионах посредством высаживания саженцев кедра от их имени. Посадка таких саженцев будет подтверждаться соответствующими сертификатами, значками и т.д.
XI. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВЫРАЩИВАНИЯ КРАСНОКНИЖНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
11.1. Одно из направлений деятельности ПРОЕКТА является работа по изучению и наработки технологии по выращиванию деревьев, занесённых в Красную Книгу РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, регионов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Работа по изучению технологии выращивания краснокнижных деревьев и растений будет проводиться в тесном сотрудничестве с соответствующими заинтересованными учреждениями и организациями.
11.2. Планируется создание рощ с последующей передачей в дар муниципалитетам:
11.2.1. Орехоплодных сосен.
11.2.2. Дубов.
11.2.3. Деревьев третичного периода.
11.2.4. Других пород деревьев.
ХII. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
12.1. Для реализации проекта в каждом регионе создаётся региональный штаб. В состав штаба могут входить представители органов местных и региональных властей, представители - предприятий и организаций, экологических и общественных организаций, средств массовой информации.
12.2. Задачи штаба:
- формирование сети координаторов. Информация по координаторам отражается на сайте https://kedr-russia.ru/ru в разделе КООРДИНАТОРЫ;
- организация составление реестров мест посадки деревьев по ВСЕМ на селённым пунктам каждого региона;
- сопровождение проекта на всех его этапах.
Примечание – проект находится в стадии разработки. Всем заинтересованным жителям регионов, предприятиям, организациям и учреждениям предлагается принять участие в доработке проекта.
Предложения вносить координаторам проекта «КЕДРЫ РОССИИ» в регионах Российской Федерации или руководителю проекта Санжарову Ивану Ивановичу isan_ru@mail.ru +7962 256 44 05
С ходом реализации проекта можно ознакомиться https://vk.com/kedr_russia https://kedr-russia.ru/ru