toggle menu
0
Редактор разметки

01.01.2022

ПРОЕКТ «КЕДРЫ РОССИИ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «КЕДРЫ РОССИИ» разработан на базе «ЭКО-ПИТОМНИКА «ЗЕЛЕНОГРАДСКИЕ КЕДРЫ» (заложен в апреле 2018 года) с использованием опыта работы Сахалинского кедрового питомника и проекта «Превратим Сахалин и Курилы в острова кедра» (2009-2017 годы).

1. Целью проекта является – ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ посредством:

1.1. Выращивания сосны кедровой сибирской, корейской, стланиковой, европейской (далее – кедра), как основных орехоплодовых, средоулучшающих, оздоровительных (в кедровниках воздух стерилен, как в операционной палате).

1.2. Повышение повседневной экологической культуры людей с учётом возрастных категорий населения:

1.2.1. Взрослых - посредством организации высадки саженцев кедра и других деревьев повсеместно в местах проживания людей под девизом «Мы не просто выращиваем и высаживаем кедры и другие деревья – мы улучшаем среду своего обитания», а также на общественных территориях.

1.2.2. Детей в детских садах и школах – посредством проведения экоуроков и совместно с родителями посадки саженцев под девизом «Растём вместе»;

1.2.3. В школах – посредством создания школьных лесничеств в школах, где лесничества не созданы, и активизации и совместная работа с уже созданными школьными лесничествами.

         1.3. - формирование у подрастающего поколения и взрослых трепетного отношения к ЭКОЛОГИИ, привития чувства личной ответственности за состояние ЭКОЛОГИИ территории, где они проживают, своего региона и Российской Федерации в целом, посредством вовлечения детей и взрослых для посадки саженцев различных пород деревьев на территории общественных мест, согласно районным и школьным программам озеленения, и пересадки в лес, ухода за ними,

Наверное, уже невозможно коренным образом изменить психологию взрослых людей, но работая с детьми начиная с детсадовского возраста и продолжая эту работу с этими же детьми, перешедшими в новую жизнь – в школу, к окончанию школы нам удастся сформировать личность с устойчивой жизненной позицией человека, понимающего роль ЭКОЛОГИИ и своё предназначение на Земле, осознающего свою ответственность за, что какое наследие и память мы оставим своим потомкам.

Именно эта грандиозная задача по формированию ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОЙ В БУДУЩЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ, является краеугольным камнем настоящего проекта.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основные задачами проекта являются:

2.1. Организация выращивания саженцев деревьев во всех регионах Российской Федерации посредством создания филиалов Зеленоградского кедрового питомника или самостоятельных кедровых питомников. При организации питомников в регионах, особенно с засушливым климатом, выращивать предпочтительно саженцы местных пород деревьев и кустарников, адаптированных к местному климату.

2.2. Высадка саженцев кедра и других деревьев:

2.2.1. На общественных территориях населённых пунктов – на территориях учреждений образования, здравоохранения и культуры, местах отдыха людей - парки, скверы, мемориальные комплексы, придомовые территории, территории бюджетных учреждений и т.д.

 2.2.2. На территориях водоохранных зон водоёмов (озёр, рек, ручьёв, ключей) в местах массовых вырубок, оврагов, брошенных карьеров, оползнеопасных зон. Очистка мест посадок от мусора.

2.2.3. Создание припоселковых кедровников

2.3. Формирование института координаторов проекта «КЕДРЫ РОССИИ» Федерации с задачами объединения людей с активной жизненной позицией для решения проблем экологии и улучшения среды обитания россиян в местах их проживания, разделяющих принципы проекта:

- в регионах Российской Федерации;

- на местном уровне в регионах - район/город/посёлок, сельское поселение во всех регионах Российской.

2.4. Инструментами выполнения основной задачи проекта являются:

2.4.1. Выращивание саженцев КЕДРА и других пород деревьев, кустарников и лиан в Зеленоградском, Башкирском, Ленинградском кедровых питомниках и в создаваемых региональных питомниках.

2.4.2. Создание орехоплодовых посадок и кедровых садов.

2.4.3. Подготовка высококвалифицированных кадров по выращиванию посадочного материала в действующих питомниках.

2.4.4. Разработка рекомендаций по выращиванию саженцев кедра и других пород деревьев, их пересадке.

2.4.5. Проведение эко-уроков с детьми в школах и детских садах.

III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА.

В XXI веке проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место среди глобальных проблем современности. В нарастании проблем экологии всё большее влияние оказывает антропогенный фактор, который всё более наглядно просматривается на состоянии лесов – как в нашей стране, так и во всём мире в целом.

Счётная палата РФ провела проверку эффективности мер по воспроизводству лесов в РФ за период 2019-2020 и части 2021года и сделала вывод- «Площади ежегодного выбытия лесов превышают объёмы лесовосстановления и составляет 35,4 млн га. При этом восстановление лесов сдерживает нехватка и высокая стоимость посадочного материала».

Проект «КЕДРЫ РОССИИ» разработал и апробировал технологию «КОВРОВОГО ПОСЕВА» семян кедра и других деревьев позволяющую снизить затраты на выращивание двухлетних саженцев кедра до 2,5 рублей, что на 400%-600% раз ниже цен на такие саженцы, заявляемых на тендерах по закупке саженцев. При этом объёмы выращивания саженцев могут составить десятки и сотни млн саженцев

Проект «КЕДРЫ РОССИИ» направлен не только на выращивание и посадку выращенных саженцев кедра и других пород деревьев, но и вовлечение в эту благородную миссию всё больше и большего числа людей, как взрослых, так и школьников и дошколят.

Чем в более раннем возрасте мы начнём привлекать детей к выращиванию и высадке деревьев, тем больше уверенности в том, что нам удастся воспитать личность и гражданина, ОСОЗНАЮЩЕГО СВОЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОСОТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ ОН ПРОЖИВАЕТ, РЕГИОНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛОМ.

Всё возрастающее с каждым годом количество выращиваемых саженцев кедра и других пород деревьев в сети питомников проекта «КЕДРЫ РОССИИ», создаст условия для не только для более эффективного решения проблем экологии, но и позволит значительно нарастить социальную базу проекта «КЕДРЫ РОССИИ» за счёт увеличения числа граждан, как взрослых, так и детей, участвующих в мероприятия по выращиванию и посадке саженцев деревьев.

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КЕДРЫ РОССИИ»

В 2018-2021 годах

4. За 2018-2021 годы сделано:

- выращено 4,475 млн саженцев кедра и 0,2 млн других пород деревьев;

- созданы кедровые питомники в Калининградской области, Республике Башкортостан и в г. Санкт-Петербурге;

- ведётся работы по открытию кедровых питомников в Приморском и Алтайском краях, в Томской и Иркутской области;

- определены координаторы проекта «КЕДРЫ РОССИИ» в 70-ти регионах Российской Федерации. С 2021 года приступили к формированию сети координаторов на уровне районов\городов\посёлков\сельскихпоселений в регионах;

- в 2019-21 годах в 55 регионов РФ отправлены 250 000 саженцев кедра и других деревьев;

- наши саженцы высажены на территориях 1450 детских садов и школ;

- жители Калининградской области получили безвозмездно проросшие семена:

                - кедра - 64 000;

                - каштана – 11260;

                - различных видов дубов – 19 400.

V. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА «КЕДРЫ РОССИИ»

5.1. РАЗВИТИЕ СЕТИ ПИТОМНИКОВ ПРОЕКТА «КЕДРЫ РОССИИ»:

Сеть питомников проекта «КЕДРЫ РОССИИ» включает в себя питомники – по состоянию на 01.11.2021 года:

- эко-питомник «Зеленоградские кедры»;

   - Башкирский кедровый питомник;

- Ленинградский кедровый питомник.

5.1.1. Развитие сети кедровых питомников проекта «КЕДРЫ РОССИИ» в регионах Российской Федерации – создание новых филиалов или самостоятельных питомников:

- 2022 год – в 2 регионах;

- 2023 год – в 2 регионах;

- 2024 год – в 3 регионах.

Наработанные технологии выращивания саженцев и имеющаяся сеть созданных и создаваемых питомников, позволяет уже в 2022 году вырастить до 10 млн сеянцев, в 2023г – 25-50 млн сеянцев, в 2024 г. – до 100 млн. при чрезвычайно низкой себестоимости выращивания саженцев

Создание новых питомников проекта «КЕДРЫ РОССИИ» сдерживается дефицитом финансирования. При наличии финансовых ресурсов кедровые питомники во всех регионах Российской Федерации сформируем за 4-5 лет.

При этом себестоимость выращивания 1 саженца кедра в возрасте 2 года составит при выращивании следующих количеств саженцев:

- 5-10 млн.шт.      - составит 3,5-3,0 рубля;

- 10-50 млн шт.   – составит 3,0-2,5 рубля;

- 50-100 млн.шт. – составит 2,5-1,2 рубля.

 5.2.ВЫРАЩИВАНИЕ САЖЕНЦЕВ КЕДРА И ДРУГИХ ДЕРЕВЬЕВ

                       5.2.1. Вырастить в сети питомников проекта саженцев кедра и других деревьев:

- 2022 год – 3,5 млн кедров и 0,15 млн других деревьев;

- 2023 год – 5,0 млн кедров и 0,35 млн других деревьев;

- 2024 год – 25,0 млн кедров и 1,0 млн других деревьев.

       5.2.2. Выращивание саженцев по годам и породному составу будет определяться исходя из заявок, поданных региональными координаторами, а также возможным участием в тендерах.

        5.2.3. Наработанные технологии выращивания саженцев и имеющаяся сеть созданных и создаваемых питомников, позволяет уже в 2023 году вырастить до 10 млн сеянцев, в 2023г – 25-50 млн сеянцев, в 2024 г. – до 100 млн.

 

5.3. ОТПРАВКА САЖЕНЦЕВ В РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Для  озеленения общественных территорий регионов Российской Федерации выделить регионам РФ через сеть созданных региональных и муниципальных координаторов, безвозмездно саженцы сосны кедровой и других пород деревьев:

- 2019 год - 43 000 саженцев;

- 2020 год - 81 000 саженцев;

- 2021 год – 90 000 саженцев;

- 2022 год – от 500 000 саженцев;

- 2023 год – от 750 000 саженцев.

VI. РАЗВИТИЕ СЕТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ В РЕГИНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.1. Реализация проекта «КЕДРЫ РОССИИ» в регионах Российской Федерации осуществляется через институт координаторов проекта, которые формируются в разрезе регионов/районов/городов/посёлков.

6.2. Задачами координаторов проекта «КЕДРЫ РОССИИ» являются:

6.2.1. На первом этапе - с 2020 года:

– распространение через социальные сети и другие СМИ информации о проекте «КЕДРЫ РОССИИ» с предложением сбора заявок на поставку саженцев кедра и других деревьев;

- в группе kedr-russia.ru   https://vk.com/kedr_russia. по каждому региону вести беседы, выбирать заявки по подведомственному региону;

– организовать сбор заявок на поставку из Зеленоградского кедрового питомника саженцев кедра и других пород деревьев;

- передача сводной заявки от региона в Зеленоградский кедровый питомник, согласование схемы отправки саженцев;

- получение и распределение саженцев. Порядок распределения саженцев следующий:

        - заявки социально значимых учреждений – образования, здравоохранения, культуры и соцобеспечения – СТАТУС ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ;

        - озеленение общественных территорий – парки, скверы, аллеи, мемориальные комплексы, дворовые территории МКД, детские/спортивные площадки, пересадка в лес;

        - другие заявки.

- составление по регионам реестров местонахождения оврагов, мест, где необходимо восстанавливать водоохранные зоны вдоль рек, ручьёв и озёр, мест массовых вырубок деревьев и пожаров, брошенных карьеров, оползнеопасных зон и пр. и определение потребности саженцев для высадки на этих территориях – 2021-2023 годы;

    - организация посадки саженцев деревьев на территории общественных и природных территорий волонтёрами, общественными и экологическими организациями и всеми желающими;

- разработка комплекса мероприятий по озеленению засушливых регионов РФ – с 2022 года.

        6.2.2. На втором этапе - с 2020-21 годов:

- проработка вопросов по созданию филиалов Зеленоградского кедрового питомника или самостоятельных кедровых питомников;

- формирование сети координаторов проекта «КЕДРЫ РОССИИ»:

- приступить к формированию сети координаторов на уровне  районов/городов/посёлков в каждом регионе.

        6.2.3. На третьем этапе -  с 2020-21 годов:

- экологическое воспитание подрастающего поколения, включая работу с общеобразовательными учреждениями на базе вновь создаваемых и уже сформированных школьных лесничеств, кружков юных натуралистов - посредством выращивания и посадки саженцев кедра и других пород деревьев;

    - привлечение школьников для озеленение общественных и природных территорий;

 - патриотическое воспитание подрастающего поколения и увековечивание памяти сограждан, отдавших свои жизни защищая нашу Родину посредством высаживания именных деревьев-аллей-скверов в честь ветеранов, знаменитых людей, знаменательных событий;

- организация работы с детскими садами по проведению эко-уроков и высадке саженцев с детьми.

В этих целях в каждом регионе составит реестр учреждений дошкольного и школьного образования в целях:

        - выявления учреждений, на территории которых требуется озеленение;

        - определение количества саженцев и каких пород деревьев, необходимых для озеленения;

        - определение школ, в которых отсутствуют школьные лесничества;

        - разработка мероприятий по формированию школьных лесничеств, кружкой юных натуралистов и пр.;

- разработка мероприятий по взаимодействию со школами, в которых уже созданы школьные лесничества.

        6.2.4. На четвёртом этапе - с 2022- 23 годов:

- приступить к составлению реестров мест, где требуется посадка саженцев кедра и других деревьев - на местах оврагов, восстановление водоохранных зон полос вдоль рек/ручьёв/озёр, мемориальных объектов, мест массовых вырубок деревьев и пожаров, брошенных карьеров, оползнеопасных зон и пр. с очисткой их от мусора - с  2022-2023 годов;

- направить руководителям органов исполнительной власти муниципалитетов и Правительствам регионов предложения о высаживании в каждом городе и посёлке регионов кедровых рощ.

Вести учёт количества и мест высадки саженцев и предоставлять информацию менеджеру по работе с региональными координаторами

VI.I. РАЗВИТИЕ СЕТИ КООРДИНАТОРОВ НА УРОВНЕ РАЙОНОВ/ГОРОДОВ/РОСЁЛКОВ В РЕГИОНАХ

Сформировать сеть местных координаторов в регионах в количестве:

6.1.1.  В 2021 году – 250 человек;

6.1.2. В 2022 году –до 1 500 человек;

6.1.3. В 2023 году – до 3 000 человек;

6.1.4. В 2024 году – до 5 000 человек

VII.  РАБОТА С ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ

Одной из основных целей проекта «КЕДРЫ РОССИИ» является организация работы с подрастающим поколением в части экологического воспитания, формирования у них личной ответственности за экологию территории, где они проживают, района и области, Российской Федерации в целом. Деятельность по экологическому воспитанию подрастающего поколения проводится по двум направлениям:

- работа с детьми, посещающими дошкольные учреждения;

- работа с детьми, обучающимися в школах.

VII.I. Работа с дошколятами.

В основу работы с детьми в дошкольных учреждениях по экологическому воспитанию должна строиться в рамках подпрограммы «Будем расти вместе». Работа должна проводиться в игровой форме с целью пробудить у ребёнка интерес к природе посредством:

- ознакомления с процессом выращивания саженцев различных пород деревьев;

- просмотра познавательных фильмов, демонстрирующих этапы роста деревьев, начиная с высадки семян, этапов роста дерева, влияния определённых пород деревьев на формирование окружающей среды и т.д.;

- участия в посадке саженцев деревьев, как на территории детских садов, так и на территории общественных мест;

- привития детям чувства ответственности за посаженное дерево посредством:

- посадки и выращивания именных деревьев, когда каждому ребёнку будет предоставлена возможность личной опеки за своим лично посаженным маленьким деревом;

- ведение дневника наблюдений за ростом высаженного дерева (с помощью братьев и сестёр);

- привлечение к заботе о собственных деревьев, высаженных детьми, родителей детишек посредством поведения совместных акций и мероприятий – высадки деревьев, отмечание годовщин высаженного дерева с фотографированием и так далее;

- предоставление возможности каждому ребёнку после выбытия из детского сада «забирать» свое дерево вместе с собою с высадкой на новом месте

VII.II. Работа с детьми школьного возраста

Проводится посредством совместной работы с уже созданными школьными лесничествами и участие в работе по формированию новых школьных лесничеств, с целью объединения школьников, увлечённых изучением природы, выращиванием и посадкой саженцев различных деревьев, кустарников и других растений, привитию навыков коллективного труда и чувства ответственности за конечный результат.

Работа школьных лесничеств строится на следующих принципах:

А) предварительное изучение биологии дерева, планируемого к выращиванию с обязательным самостоятельным изучением темы, написанием рефератов и проведением лекториев самими школьниками, как в своём лесничестве, так и в других школьных коллективах. За лучший реферат и выступление по теме «Особенности выращивания определённой породы деревьев» могут предусматриваться поощрительные премии;

Б) предоставление каждому школьному лесничеству или группе ребят отдельного участка на территории питомника для выращивания саженцев с прохождением полного цикла выращивания различных пород деревьев, включая посадку семян деревьев, выращивание сеянцев – включая полив и прополку грядок, и высаживание саженцев на их постоянное место жительства;

В) высадки саженцев различных пород деревьев на территории общественных мест, в лесу, участие в районных и школьных программах озеленения;

Г) высадки именных деревьев, за ростом которых будут следить каждый школьник, посадивший саженец персонально с вывешиванием именных табличек с ведением дневника, в котором отмечаются основные этапы в жизни высаженного маленького дерева;

Д) воспитания сознательного отношения к труду, коллективной ответственности членов школьного лесничества за то, что они делают сегодня и за будущие результаты труда;

Ж) формирование традиций ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки не только на время совместной работы с саженцами, но и соблюдение этих принципов после учебных занятий и совместной работы по выращиванию саженцев;

З) вовлечение в работу школьных лесничеств не только учащихся, но друзей и знакомых, с которыми школьники общаются после окончания занятий в школе;

Е) предоставление возможности работать с саженцами всем заинтересованным ребятам не только во время коллективных посещений питомника, но и в любое удобное для них время.

Работа со школьными лесничествами будет проводится под руководством преподавателей и корректироваться руководством школьных учреждений.

VIII. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Особое место в проекте отводится увековечению памяти сограждан, отдавших свои жизни защищая Родину от фашистского нашествия, погибшим в различных военных конфликтах. В этих целях проект «КЕДРЫ РОССИИ» будет предусматривать разделы «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК», «САДЫ ПОБЕДЫ», «АЛЛЕИ ПАМЯТИ» и взаимодействие с ветеранскими объединениями. Указанные разделы будут включены в проект «КЕДРЫ РОССИИ» по мере поступления предложений.

Наряду с экологическим воспитанием, патриотическое воспитание будут краеугольным камнем проекта «КЕДРЫ РОССИИ»

В этих целях предлагается все акции патриотической направленности сопровождать высадкой саженцев кедра и других пород деревьев. Саженцам, высаженным в честь погибших в годы Великой Отечественной Войны и в других воинских операциях –ПРИСВАИВАТЬ ИМЕНА тех людей, в честь которых высаживаются деревья. При этом в честь одного воина-героя могут высаживаться несколько саженцев.

Акции высадки именных деревьев могут проводиться не только в привязке ко Дню Победы, но и к дням рождения, другим знаменательным датам из жизни сограждан, погибших за Родину.

Предлагается проводить высадку саженцев кедра и других деревьев ежегодно при проведении различных патриотических акций.

IX. РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

«ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ» В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волонтёрское движение «Любителей природы» направлено на объединение взрослого населения, семей, групп и различных объединений по интересам, общественных организаций и т.д. на создание в районах и области общественного движения «Любителей природы» с целью:

- экологического воспитания населения посредством совместного участия в мероприятиях по озеленению общественных мест;

- определения наиболее предпочтительных пород деревьев для их высадки на определённых территориях с целью выращивания саженцев этих пород деревьев и их последующей высадки;

- санитарной очистки природных территорий.

X. ЗАРОЖДЕНИЕ НОВЫХ ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ЗЕЛЁНЫХ ЗОН

В целях зарождения новых традиций региональным координаторам проекта «КЕДРЫ РОДИНЫ» предлагается проработать с администрациями посёлков-городов-районов-регионов создания следующих направлений:

- парковых зон, где будет представлена возможность высаживать саженцы деревьев:

- молодожёнам – в честь дня бракосочетания;

- родителям – в честь рождения ребёнка;

- выпускникам школ, в честь окончания школы;

- первоклассникам, в честь начала нового жизненного пути;

- другим категориям граждан и всем желающим – в честь различных юбилеев и знаменательных событий;

- различным организациям/компаниям, отмечающим юбилеи своих структур;

- припоселковых кедровников;

- зелёных зон, где будет предоставлена возможность высаживания саженцев деревьев всем желающим, включая проживающих в других регионах посредством высаживания саженцев кедра от их имени. Посадка таких саженцев будет подтверждаться соответствующими сертификатами, значками и т.д.

XI. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВЫРАЩИВАНИЯ КРАСНОКНИЖНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

11.1. Одно из направлений деятельности проекта «КЕДРЫ РОССИИ» является продолжение работы, начатой в Сахалинском кедровом питомнике (2009-2017) по изучению и наработки технологии по выращиванию деревьев, занесённых в Красную Книгу РФ, Балтийского и других регионов Северо-Западного федерального округа, а в последующем – и других федеральных округов.

Работа по изучению технологии выращивания краснокнижных деревьев и растений будет проводиться в тесном сотрудничестве с соответствующими заинтересованными учреждениями и организациями.

11.2. Планируется высадка рощ с последующей передачей в дар муниципалитету:

        11.2.1. Орехоплодных сосен, состоящей из 19-ти видов сосен. 2020-2024 годы.

         11.2.2. Дубов, состоящей из 50-ти видов. 2021-2025 годы.

XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Публикация описания кедрового проекта направлена на привлечение активной части населения Российской Федерации к активному участию в решении экологических проблем как каждого региона в отдельности, так и Российской Федерации в целом.

Предложения по доработке кедрового проекта «КЕДРЫ РОССИИ» прошу направлять на Email: isan_ru@mail.ru или в группе в Контакте https://vk.com/kedr_russia. – здесь же можно ознакомиться с практикой работы «ЭКО-ПИТОМНИКА «ЗЕЛЕНОГРАДСКИЕ КЕДРЫ»

+7 962 256-44-05

Видится целесообразным в каждом регионе Российской Федерации разработать подобные проекты, которые станут составной частью всероссийского кедрового проекта «КЕДРЫ РОССИИ».

Все желающие ознакомиться с практикой выращивания кедров могут пройти мастер-класс в Зеленоградском кедровом питомнике.

Директор АНО «Кедры Родины»                                И.И.Санжаров

Загрузка
Гости
Работа питомников проекта ВДКР
Особенности выращивания краснокнижных растений
Корзина
Заказы
Подписки